категории | RSS

Биологи обнаружили, что некоторые бактерии ведут себя как «вампиры»

Исследователи обнаружили так называемый «бактериальный вампиризм», выявив особые виды бактерий, которых привлекает человеческая кровь, что может привести к смертельным инфекциям.

Команда из Университета штата Вашингтон и Университета штата Орегон описала, как эти смертоносные бактерии привлекает сыворотка — жидкая часть крови — из-за питательных веществ и энергии, которые она обеспечивает. Исследование было опубликовано в журнале eLife.

Это может представлять особую проблему для людей с синдромом раздражённого кишечника (СРК), когда кишечные кровотечения могут дать бактериям возможность попасть в кровь. Однако эти результаты также проливают свет на потенциально новые пути лечения. Бактериальные инфекции могут привести к летальному исходу

«Бактерии, попадающие в кровь, могут быть смертельно опасны, — говорит микробиолог Арден Бейлинк из Университета штата Вашингтон. — Мы узнали, что некоторые бактерии, которые чаще всего вызывают инфекции кровотока, чувствуют химические вещества в крови человека и плывут к ним».

Для анализа взаимодействия бактерий и крови исследователи использовали специальное устройство для введения крошечных порций жидкости и мощный микроскоп. Было обнаружено, что штаммы трёх бактерий, известных как возбудители смертельных инфекций, относящихся к видам Salmonella enterica, Escherichia coli и Citrobacter koseri, притягиваются к человеческой сыворотке.

Более того, команда определила некоторые биологические взаимодействия: похоже, что аминокислота серин является одним из химических веществ, которые бактерии могут чувствовать, искать и потреблять через определённые белковые рецепторы.

Это не занимает у бактерий много времени. В экспериментах, проведённых в рамках исследования, этим видам бактерий потребовалось менее минуты, чтобы понять, что рядом находится кровь, и направиться к ней.

Исследуемые бактерии из семейства Enterobacteriaceae уже были связаны с такими заболеваниями, как желудочно-кишечные кровотечения и сепсис, особенно если речь идёт о СРК.

Предполагается, что эти бактерии цепляются за внутренние кровотечения, которые часто возникают при СРК, что и приводит к летальному исходу. Считается, что около 1,3% населения США, примерно 3,1 миллиона человек, страдают СРК, что впоследствии может привести к другим хроническим заболеваниям и осложнениям здоровья.

Знания о том, как бактерии чувствуют сыворотку в крови и используют её, могут в конечном итоге спасти жизнь, если лечение будет направлено именно на это — хотя зубчики чеснока и колья в сердце, скорее всего, здесь ни при чём.

«Узнав, как эти бактерии способны обнаруживать источники крови, в будущем мы сможем разработать новые лекарства, блокирующие эту способность, — говорит иммунолог Сиена Гленн из Университета штата Вашингтон. — Эти лекарства могли бы улучшить жизнь и здоровье людей с СРК, которые подвержены высокому риску заражения через кровь».

Источник новости: habr.com